Есть бродячая фраза, восходящая к Толстому, что-то вроде «если плохие люди объединяются, надо, чтобы хорошие тоже объединились» и т.д.
Вот и поговорим о хороших. Не обо всех сразу, а об одной «породе».
Живёт человек.
Работает. Не много, не мало, но зарабатывает. Не ворует, не вымогает, не паразитирует, не «распиливает», пожалуй, даже воздерживается от «левого» извлечения личной прибыли (из брезгливости) – заплата из кассы, в рамках существующего социально-экономического устройства всё по-честному, даже немного слишком. Факторы «хороший коллектив» и «уважительное отношение» ценит, вероятно, выше, чем «карьеру» и «деньги». В общем-то, профессионален; может быть, и не виртуоз, но ему проще делать своё дело нормально, чем юлить, переводить стрелки на коллег, обстоятельства и прочее в этом духе.
Скорее всего, у него семья. На сторону не ходит. Даже если штампа в паспорте нет – практикует добротную серийную моногамию, «с серьёзными отношениями», без игры в мартовских котов.
О родителях не забывает, хотя, не исключено, что «отношения сложные» (а у кого они простые?).
Телевизор не смотрит; ну, почти – надо же иногда мониторить, чем власти почуют население, плюс какое-нибудь «в мире животных» изредка. «Жёлтую прессу» не читает – он, что сам себе враг, тратить время на тексты типа «Зара Распутина имплантировала себе в грудь ягодицы павиана» или «в Кинешме поймали на дереве мальчика, воспитанного воробьями»?
Не шопоголик, полдня в торговом центре для него это пытка такая, а не чудесный антидепрессант (но для близких он и это вытерпит). Вообще плохой потребитель: любимой рубашке 10 лет, любимому креслу – 30, мобильник свой ценит за количество падений, которое тот выдержал.
Впрочем, быть может, наш герой и имеет какие-то культурно-потребительские слабости, допустим, поп-певичку какую-нибудь, стыдясь самого себя, выделяет из ряда презираемых кукол, с особенной задумчивостью взглянет в след проезжающему «харлею» или вечером трудного дня посмотрит фильм Джона Ву или милицейский сериал. Но это всё слабости простительные, к тому же самим хорошим человеком воспринимаемые как «баловство».
Спортивен несколько более чем необходимо для работы.
Мужчина в большей степени, чем предписывает стандарт «цивилизованного человека». В том смысле, что называть его маму нехорошими словами при нём не стоит – объяснение, что слова всего лишь слова, а насилие неприемлемо, тут не проканают.
Может и не религиозен в прямом смысле слова, но аскетизм, подвижническая строгость вызывают у него уважение, в нём живы потребность в «стержне» и омерзение к развращённости (пусть и «где-то в глубине», без явного протеста).
Патриотичен, хотя бы из «медицинских» соображений»: полагать себя сыном достойного народа и великой страны, куда полезнее для душевного здоровья, чем все изводы русофобии.
Позволительно сказать, что добр. Не в смысле каждую травинку слезами облил или на благотворительность последние гроши спускал, а то, что называется «понимающий», «с душой человек», выслушать может, взаймы дать, за товарища в смену выйти.
Вероятно, довольно начитан (это у нас пока ещё обычное дело), есть сфера особенных интересов, скорее всего, что-нибудь (военно-)историческое, техническое, и до кучи – музыкальное или связанное с худлитом (фантастика, Серебряный век, etc).
В общем – хороший человек. В чём-то даже очень.
На таких многое держится. И, что важно – много таких (потому и держится).
Он размышляет – о жизни, о том, что в мире творится, «и вообще» – не бревно же, душа живая. В русском языке есть такой оттенок слова «думать» – «переживать» («ты пропал, я о тебе весь день думала»), вот и он переживает, благо материала немало.
Обдумав, он начинает говорить. Может, блог заведёт, или вступит куда, да хоть в курилке поделится сформулированной картиной мира.
И вот какая это картина получается:
1. Окружающий мир пал окончательно, руку некому подать, в Кинешме родители-алкоголики мальца воробьям на воспитание отдали (откуда узнал?), докатились… Рыла какие-то кругом, «дом-2» сплошной (где видел?).
2. Его образ жизни и, особенно, мысли – это что-то исключительное, таких как он почти не осталось, везде гламур, фрилав, ти-ви, наркомания и предательство. В некоторых случаях человек проникается этим убеждением так, что начинает сочинять что-то вроде своей версии «Праведности для чайников» на своём же примере: вот у меня машина-десятилетка, я своими руками свечи меняю, а вы все, все, все за новую иномарку душу дьяволу продать готовы, брали бы пример с меня, людьми бы остались, а так – смотреть противно, развратился народ и т.д. Причём всё это говорится без самовозношения (ну, почти), «с болью в сердце», вот что интересно (есть и другие, тщеславные, я не о них).
3. Основа мировоззрения – нам плохо, потому что мы плохие, были бы хорошие – нам бы было хорошо. Почему обязательно хорошо? Мир так устроен, он справедлив, посюсторонний мир (не утверждает этого прямо, замирает в четверть шага от подобного постулирования).
4. Откуда следует – те, кто делает нам плохо, конечно, негодяи, но они орудие справедливости. Человек начинает желать кар, экзекуций и ампутаций для своего же когда-то достойного, но ныне падшего народа, и даже любоваться грядущими палачами. «Китайцы вас научат работать!», «кавказцы скромность враз привьют!», «американские оккупанты с вами цацкаться не станут!». Без злорадства, с «за-державу-обидно».
….ну, и т.д.….
( далее )